ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ
Упражнения на ВИДЕО
01. Питание
02. Очищение
03. Кардио- тренировка
04. Лечебный комплекс из ЙОГИ
05. Гимнастика для внутренних органов
06. Саморегуляция
07. Аутотренинг
08. Энергетический массаж
09. Гештальт-терапия
Автор программы
КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРИЗМ СОЗНАНИЯ
Системный подход в медицине
Rambler's Top100


ФИЛОСОФИЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ                

        ФИЛОСОФСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ

   Существуют три основных направления в философии самосовершенствования.
   Материализм
, утверждающий, что в мире нет ничего кроме движущейся материи, отражающейся в нашем сознании.

    Да, материя существует и она движется!

    Но что перемещает материю, что лепит из неё формы, откуда приходят силы и энергии, куда они деваются, откуда берётся информация о структуре и т.д.???

     Материализм пытается, но до конца не может ответить на эти вопросы.

  …Уже не говоря о том, что материалистическое мировоззрение совершенно не способно объяснить внутренний мир человека, например, совесть с её угрызениями, реально нас мучающими; справедливость, толкающую нас на действия, иногда в ущерб себе; любовь, надевающую «розовые очки» и т.д.  То есть не способно объяснить природу чувств, при этом игнорируя тот факт, что большинство действий совершается именно под влиянием чувств, переживаний, интуиции, а не логики и здравого смысла.

   Может быть у всех «несгибаемых» материалистов просто недоразвит «орган восприятия» метафизического мира, и на этом основании они отрицают его существование, также как, например, дальтоники справедливо могут сомневаться в существовании цветовой гаммы? В связи с этим данное направление ограничено пригодно для объяснения феноменов психики, для лечения неврозов или психосоматических заболеваний, для исследования внутреннего мира, для самосовершенствования.
  

   Другая крайность - субъективный идеализм, считающий, что существует только субъект, созерцающий сновидения, разворачивающиеся в сознании, ошибочно принимаемые за реальность. Реальности материальной вообще не существует, весь мир нам только снится и нужно только суметь проснуться, чтобы это понять.

   Но данное мировоззрение приводит к бессмысленности любых действий и противоречит практике нашей повседневной жизни. Ведь человек не может не действовать. Как минимум, для поддержания жизни в якобы «иллюзорно-материальном» теле он должен реально дышать. Поверьте - дыхание не сон, хотя можете попробовать его прекратить и убедиться, что это направление не дееспособно, а его последователи вызывают чувство сожаления.

  

   Система самосовершенствования «Культура и культуризм сознания» относится к объективному идеализму - мировоззрению, признающему существование как физического, так и метафизического мира, материи и Духа. («Культура» - совершенствование метафизической части сознания, а «культуризм» - физической).     

   Каждая форма физического мира есть проявление идеи мира метафизического (хотя ещё не все идеи воплотились, стали явлениями, т.е. метафизический мир «больше»).                          

   Идеи живут вне времени и пространства. Например, реальному стулу в материальном мире соответствует идея стула в мире метафизическом, но она как бы присутствует не только в данном стуле сейчас, но и во всех других вместе взятых и во все времена. Формы исчезают, а идеи остаются и материализуются вновь и вновь. 

   В физическом мире каждый из нас - тело, движущееся среди других тел, а в метафизическом - индивидуальная сущность, воля, личность, взаимодействующая с разными силами, идеями. Индивид, являясь одновременно существом физического мира и сущностью метафизического, подвержен влиянию обеих сторон.

   В физическом мире в контакте с собеседником мы можем видеть улыбку, слышать любезности, а в метафизическом, например, чувствовать злую волю, давление, лукавство, или же лёгкость, тепло и т.д. Внушение, гипноз, экстрасенсорику внятно можно объяснить только исходя из существования метафизики.

   У каждого из нас, в том числе и у материалистов, есть, хотя и в разной степени развития, «орган» трансцендентального восприятия метафизического мира - душа. Ведь мы достаточно точно при анализе духовного начала различаем людей глубоких и поверхностных, широких душой и не очень, высоких и низких духом, великодушных и малодушных, добрых и злых, сильных и слабых и т.д.  Довольно часто мы сходимся в оценках, т.е. с определённой долей объективности способны определить внутренний мир - метафизику сознания человека, или как говорили древние - «внутреннего человека».

   Итак, тот и другой мир реален и познаваем. Это убедительно показано в философской системе  Артура Шопенгауэра  «Мир как воля и представление».

   На вершине объективного идеализма находится созданная им модель мироздания.

   Да простит меня Артур Шопенгауэр, но ради популяризации его идей я создам очень примитивный  образ, но хоть как-то проясняющий ЕГО  систему.

   Представьте бесформенную материю,  из которой невидимые «щупальца» лепят самые разнообразные формы. Щупальца исходят из чего-то... Это Что-то и есть Мировая Воля. Она создаёт идеи – щупальца, которые формируют материальные объекты и движут ими.

   Одно специфическое щупальце (идея познания) создало сознание, и через него Мировая Воля созерцает созданный ею мир форм-явлений, превращая его с помощью интеллекта в Мир Представлений…  Ну как Вам такая модель?

   Проводя аналогию с христианством, можно сказать, что Бог Отец – это Мировая Воля, создавшая Мир видимый (материю) и Мир невидимый (идеи), Святой Дух – идея христианства, Бог Сын – воплощение идеи, идеал.

   Никола Тесла воспринимал Мировую Волю как Центр Вселенной, передающий идеи. Посвятив свою жизнь познанию идеи электричества, он многое материализовал из этой идеи и продвинул человечество вперед…

       Артур Шопенгауэр также писал, что следующий шаг в развитии философии - создание метафизической системы мира.

ФИЗИКА И МЕТАФИЗИКА СОЗНАНИЯ      

   Когда-то давно я думал о том, можно ли доверять астрологии. Я был материалистом и разделял убеждение, что «в мире нет ничего, кроме движущейся материи» и «все связано со всем» цепью причинно-следственных отношений. Все взаимозависимо. Звезды влияют на нас, а мы на звезды. И все это потому, что материя непрерывна.

   МАТЕРИЯ НЕПРЕРЫВНА! И вот здесь мне неудержимо захотелось представить разрыв в материи. Хотите попробовать?

   Представьте, что Вы раздвигаете материю, а потом и физический вакуум… куда вы попадаете? - В некое пространство, где нет ничего…

   А есть ли в этом месте само пространство? Подумайте!

   Может быть там, где нет ничего материального и даже вакуума, нет и пространства?

   А если нет никаких изменений, так как нет ничего, то нет и времени?

   Может пространство и время вне материи не существуют?

   Может быть пространство и время, созданные умом в начале нашей жизни для адаптации в материальном мире, иногда ограничивают наше восприятие?

   Зародыш в утробе матери получал сигналы с разных сторон и понял, что он в пространстве, и с тех пор считает, что пространство существует всегда и везде и нет ничего вне пространства. Мы думаем, что нет ничего вне пространства.

   То же самое и со временем – восприятие последовательности сигналов привело к образованию категории времени.

   Все кладется в прокрустово ложе пространства и времени, даже в голову не приходит что-то иное. А может от категорий пространства и времени, которыми не может не мыслить ум, нужно иногда избавляться? Совершать прыжок за «красные флажки»?

   Может быть наше восприятие МИРА слишком уж сильно ограничено двумя "фильтрами":

1) ничтожными возможностями органов чувств (зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием), из сигналов которых УМ создает картину МИРА, представление о мире;

2) формами существования самого УМА - пространством, временем и каузальностью (цепью причинно-следственных отношений)?

   Давайте предположим, что есть «место» вне пространства. Что это будет для ума? - Математическая точка (т.е. точка, не имеющая размеров). Где бы Вы не раздвинули материю, попадете в одно и то же место, в одну и ту же точку. Эта точка везде, и в то же время она нигде – для ума она не видима, её не существует.

   Вы будете смеяться, но если за границами нашей расширяющейся Вселенной ничего нет, то там нет пространства, там нет бесконечности - там тоже точка... Это трудно для понимания, но логика приводит к такому умозаключению: Точка внутри нас, но и мы внутри точки и это одна и та же точка. Вот такая философия… превосходящая любую фантастику...

   Что же находится там - вне материи?.. Можно предположить, что весь невидимый метафизический мир расположен в точке. Причем в одной точке, но она везде...

   Какое практическое значение такая модель мироздания имеет для нас? – Прямое!

Во-первых, теперь мы можем допустить реальность существования и возможное "местонахождение" ТОГО мира (невидимого, духовного, потустороннего, метафизического)

Во-вторых, если невидимый вход в метафизический мир можно найти в точке, которая расположена буквально везде, значит самое удобное место для этого – свое собственное сознание. Ещё Шопенгауэр писал, что «сознание – это мост, между миром физическим и метафизическим, именно в нём происходит соприкосновение материального и идеального».  Но он не писал, что нужно сделать, чтобы попасть в тот мир...

   И вот тут становится ясным, почему много тысяч лет назад  Йоги говорили об остановке деятельности сознания, о тренировке концентрации внимания. Древние не только знали про "точку", но и разработали САНЪЯМУ - технологию проникновения в неё. Оказывается для этого нужно уметь сосредоточить сознание и своим Духом проникнуть в мир идей....…

   Огромнейшая трудность для понимания всего этого в том, что наш ум (рассудок, конкретное мышление) создан для познания материального мира. Он мыслит образами, представлениями и пользуется категориями пространства, времени и причинно-следственных отношений, поэтому ум не может представить, увидеть То, что везде и нигде, что всегда и никогда, что причина и следствие самого себя, что и едино и множественно одновременно. Умом мы не можем увидеть Дух, Волю, Ничто, Абсолют.
Поэтому материалистам, которые хотят очевидного, просят чтобы им дали увидеть, пощупать и т.д., нужно развивать не только ум, но и разум.

   Разум - вот тот орган, который может подсказать рассудку (уму), что метафизический мир "лепит" из материи формы и проявляется в атоме, в дереве, в Солнце, в человеке... Каждое явление окружающего мира - это материализация идеи мира метафизического.     Вы никогда не задумывались, откуда оплодотворенная яйцеклетка знает форму будущего тела?... Где в молекулах и атомах, из которых состоят гены, может храниться информация о пространственном расположении, о форме?

   Однако пока мы ищем умом, стремимся увидеть и пощупать метафизический Мир, его для нас нет.  Есть только его проявления.
   Если же продолжать использовать абстрактное мышление - разум, созданный для познания мира идей, становится понятным, что человек, как объект физического мира есть проявление формообразующей силы - идеи мира метафизического.

   Человек, являясь телом в этом мире, одновременно есть сущность (душа, дух) в том...


   Шопенгауэр писал: «Познающему субъекту, выступающему в силу своего тождества с телом как индивид, это тело дано двумя совершенно различными способами:
во-первых, эмпирически, как представление в созерцании рассудка, как объект среди объектов, подчинённый их законам;
во-вторых, как то, что непосредственно известно каждому и обозначается словом воля, «личное Я».
«Действие тела - это объективированный, т.е. вступивший в созерцание акт воли».
«Тело есть объектность воли» или «тело и воля - это одно и то же» - эту истину Шопенгауэр назвал философской Проявление чувств в теле и психосоматические заболевания – неопровержимое доказательство истинности его высказывания: «Основание того, что мы стареем и умираем, не физического, а метафизического характера».
 

      Итак, возможно непосредственное восприятие метафизического мира. Кроме логических умозаключений о возможности его существования, существует прямое восприятие этого мира. Да-да, Вы не ослышались, но не лично мое восприятие, а Ваше тоже, причем постоянное, почти не прерывающееся.
«Ну и как же мы воспринимаем идеи метафизического мира?» - спросите Вы – «В какой момент, и вообще, что это такое?» Отвечаю просто и ясно: «Часть метафизических сил воспринимается нами в виде ОЗАРЕНИЙ и ЧУВСТВ.

   Происхождение чувств - метафизическое! (В отличие от эмоций - подсознательной оценки вероятности удовлетворения потребностей: радость – высокая вероятность, тоска - низкая).
   Воздействия метафизических сил на сущность, или как еще говорят «невидимых» сил на душу человека, воспринимаются нами в виде разнообразных чувств. И хотя их природа не материальна, в теле они оставляют вполне материальный след, вплоть до грубых органических изменений...
   Гнев, зависть, ненависть, жадность, лень и другие низшие чувства, а также высшие - справедливость, любовь, доброта, совесть, стремление к истине, к самосовершенствованию и т.д. – то, что питает нашу душу, то, чем мы привыкли жить, не задумываясь об их истинной природе - все это метафизические силы. Все проще простого.          Мы существуем одновременно в физическом и в метафизическом мире - телесно и духовно. Причем человек может быть красавцем во внешнем мире, и карликом во внутреннем, и наоборот, уродливый горбун Квазимодо может веками «сотрясать» мир огромной силой своей неземной любви.
  Человек – это и тело, и дух одновременно, и живет в двух мирах: у мирских людей большая активность наблюдается в физическом мире, у творческих и религиозных (особенно у святых) – в метафизическом.
  Но и нам, мирским людям, не чуждо восприятие не только тела, но и сущности людей. В контакте с себе подобными, используя эмпатию и интуицию, мы довольно неплохо и достаточно объективно оцениваем "метафизику" человека.
   Мало того, что мы чувствуем другого, мы еще, исследуя внутренний мир, как бы «сканируя» душу, можем определять ее величие или малость, ее широту или мелочность, силу или слабость, можем узнать глубокий человек или поверхностный, можем почувствовать высоту человеческого духа или низость, увидеть окрашена душа добром или злом, эгоист человек или альтруист и т.д.

  А очарование, обаяние, внушение, гипноз и т.д. - ведь это все практическая метафизика в повседневной жизни...

  На основании всего вышеизложенного можно утверждать, что Душа также реальна, как и тело, и поддается более-менее объективному анализу... А метафизическое видение является теоретическим ключом к некоторым тайнам человека и мироздания...

  А практический ключ - данная технология развития не только эмпирического, но и трансцендентального познания.

     АППАРАТ ПОЗНАНИЯ

       ОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ "КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРИЗМ СОЗНАНИЯ"

   В основе каждой, уважающей себя системы, должно быть нечто незыблемое, способное выдержать главный вопрос философии: «На каком основании можно считать данную религиозную, философскую или иную систему знаний истинной?» Иначе мировоззренческая система может оказаться «колоссом на глиняных ногах», как это и случилось, например, с астрологией. Нет никаких оснований относиться к астрологическим прогнозам серьезно, так как в основе астрологии, кроме утверждения «все влияет на все», лежит миф, будто кто-то когда-то отследил судьбы бесконечного множества людей от первой до последней минуты их жизни и сопоставлял все это с расположением звезд на небе. Можно только слепо верить в это. Как и в бесчисленных гуру и предводителей различных сект, делающих ставку на отсутствие здравого смысла у некоторой части населения. Так ли она полезна, эта слепая вера? Сектанты, фанатики или просто заблуждающиеся люди могут верить искренне, но не истинно, и в итоге вместо спасения души могут уйти в противоположную сторону, несмотря на готовность пожертвовать многим и даже жизнью ради веры. Разве так не бывает?

   А может умственное уныние и интеллектуальная лень – это тоже грех и стоит все-таки иногда напрягать собственные мозги, чтобы избавиться от заблуждений? Говоря религиозным языком, разве не должен дух Истины победить дух заблуждения в сознании верующего человека?

   В мировых религиях все намного серьезнее. В их основе лежат чаще всего откровения – своеобразный опыт непосредственного восприятия неземного мира. И хотя во главе угла лежит состояние веры, но это уже не слепая, фанатичная, а, так называемая, истинная вера – состояние сознания, отличающееся огромной дееспособностью вплоть до сотворения чудес (в том числе и касающихся здоровья). Что же лежит в основе истинной веры?

   Серафим Саровский говорил так: «Если ты не знаешь Бога, то невозможно, чтобы явилась в тебе и любовь к Нему. Ты не сможешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение Бога бывает от познания Его: ибо созерцание Его не предшествует познанию Его». Так что лежит в основе? - Познание!

   А может быть истинное знание - это единственная основа для несокрушимой веры? А может это вообще одно и то же состояние сознания? Но не будем пока углубляться в эти вопросы, а перейдем к основам данной системы самосовершенствования.

В основе «Культуры и культуризма сознания» лежит неопровержимое утверждение: «Познание существует!» - Это несокрушимая истина, "парадный вход" в данную систему.

   А для Вас является абсолютно истинным это утверждение? Сама возможность любого другого утверждения является уже следствием существования этого процесса. Конечно, истинно утверждение, что мир существовал и будет существовать без человека и без познания, но очевидно, что все эти выводы являются результатом или созерцания, или абстрактного мышления, т.е. результатом акта познания. Думающий человек в первую очередь внутренне переживает и осознаёт истину, что ПОЗНАНИЕ СУЩЕСТВУЕТ – все остальные истины вторичны, обусловлены этой - первичной.

   Дальше идет неопровержимая цепь умозаключений.

Если существует процесс познания, то необходимо существование Познающего (субъекта познания) и познаваемого (объекта познания), а также инструмента приобретения знаний - аппарата познания. Аппарат состоит из интеллекта, включающего в себя рассудок, разум, способность суждения, память, а также из органа, осуществляющего эти функции - сознания, состояние, свойства и степень развития которого существенно влияют на процесс познания.

   Про Познающего с помощью самосозерцания известно пока только одно: «Я есмь!», или другими словами «Я знаю, что я существую», или можно вспомнить высказывание Сократа: «Я мыслю, следовательно, я существую». То есть, сначала познание, потом осознание своего Я - появление самосознания.

   К объектам познания относятся: во-первых, мир физический (материальный), мир явлений, познаваемый эмпирически, т.е. опытным путём;

   во-вторых, мир метафизический (духовный), мир идей, познаваемый трансцендентально, т.е. путём созерцания внутреннего мира;

   в-третьих, (на завершающем этапе) объектом познания Субъекта может стать само сознание.

   Объекты познания наполняют и «окрашивают» сознание, т.е. они имманентны (способны попадать в сознание) в отличие от Субъекта познания, который всегда находится вне сознания, никогда не сливается с ним и поэтому является трансцендентным (находящимся по «ту сторону» познания).

   Однако, несмотря на трансцендентность, Субъект познания ошибочно отождествляет себя с физическим телом, с психическими процессами, с аппаратом познания и, наконец, с самим сознанием, становясь индивидом.

   Субъект познает чувства, осознает мотивы и, сливаясь с ними, говорит: «Я чувствую», «Я хочу!». «Я познающее» в данном случае отождествляет себя с «Я хотящим», дух с душой, самосознание со всем происходящим в сознании, субъект познания с телом - системой энергообеспечения мозга.

   Правильнее было бы сказать: «Я знаю, что я чувствую и хочу!», отделяя «Я познающее» от «Я хотящего», различая в себе познающий Дух и желающую душу. (Напомню, что сознание, желания, чувства, душа есть и у животных, а вот дух, самосознание, развитый интеллект, рефлексия - видение себя со стороны, воля делают нас людьми.)

   Сущность человека, имеющая свойства души и духа (в зависимости от преобладания "Я познающего" или "Я хотящего") по своей природе метафизична, а сознание имеет физическую природу, хотя и очень "тонкую" - некоторые утверждают, что это холодная плазма.

   Интеллект имеет двоякую - и физическую, и метафизическую природу. Рассудок (ум) создан для познания объектов физического мира, а разум - идей метафизического.

 

    В системе КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРИЗМ СОЗНАНИЯ совершенствование сущности - это развитие КУЛЬТУРЫ, а тренировка нейро-физиологической базы и на её основе усиление концентрации внимания - это КУЛЬТУРИЗМ сознания. Система - это авторская попытка с помощью современных знаний воссоздать ту часть технологии Классической (философской) йоги, которая была привнесена древними ариями в Индию и утеряна еще до нашей эры вследствие слияния с различными религиозными течениями.

                                 ИНТЕЛЛЕКТ 

   Все импульсы, сигналы, попадающие в сознание из органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) с помощью созерцательного мышления - рассудка (ума) превращаются в картину мира, в представление о мире.
Механизмы, формы, которыми пользуется рассудок для построения картины мира - это пространство, время и каузальность (причинно-следственные отношения).

   Следует подчеркнуть, что позиция Канта, а затем и Шопенгауэра по поводу того, что данные категории даны познанию априорно, то есть до всякого опыта, ошибочна. Мозг младенца, на основании сигналов, поступающих из органов чувств, строит картину мира, то есть из следствия (сигналов) устанавливает причину (объект) – так в интеллекте рождается форма познания мира под названием каузальность. Это происходит в начале восприятия, в начале любого опыта. Следовательно, очевидна апостериорность (после опыта) каузальности.

   В дальнейшем рассудок не может не искать причинно-следственных связей, не может выйти из этих рамок - таково одно из проявлений его существования. Сигналы могут поступать последовательно, но из одного места (например, стук сердца матери), так зародыш воспринимает существование времени.  Сигналы могут поступать одновременно, но из разных мест, так он познает пространство. Время и пространство - это также формы существования ума, созданного для познания (созерцания) объектов физического мира. Они апостериорны, то есть созданы интеллектом в момент первичного контакта с материальным миром с целью адаптации к нему. Любой последующий опыт без них невозможен. Без них невозможно создание картины материального мира. Созерцание и воображение существуют только во времени и в пространстве, следствие обязательно зависит от причины, - для нас это аксиомы, догмы, иначе мы не можем себе даже представить.

   Таким образом, мир явлений, фильтруемый органами чувств и погружённый в пространство, время и каузальность, становится миром представлений, причём ограниченность органов чувств и форм существования ума - «прокрустово ложе» для восприятия объективной реальности, которая для нас навсегда останется «вещью в себе»...

   Ум приспособлен только для восприятия форм, явлений материального мира, да и то, в силу несовершенства рассудка и органов чувств мы избирательно воспринимаем и не полностью познаём физический мир, подобно дальтоникам, видящим всё в чёрно-белом цвете.
    Мы не можем с помощью созерцающего мышления увидеть реально существующий мир идей, Духовный мир. Мы даже вообразить себе не можем то, что одновременно и едино и множественно, что вне времени - то есть вечно, вне пространства - бесконечно и т.д. Умом (рассудком) мы не можем познать «Мировую Волю». Поэтому материалистам, желающим, чтобы им показали метафизический мир, перед этим необходимо определить, чем его можно «увидеть».
    Ум есть у многих живых существ, например, говорят «умная собака, лошадь» и т.д. Даже у червяка есть зачатки ума, с помощью которого он ориентируется, выживает, у него тоже есть своё видение мира. Некоторые животные превосходят нас развитием органов чувств, и, кто знает, может быть, их представление о материальном мире более тонкое, разнообразное и богатое по сравнению с человеческим.


   Но у человека есть то, что отличает его от всех живых существ, что делает его человеком: разум - это способность интеллекта понимать суть, смысл явления, то есть способность находить и постигать в метафизическом мире идею данного объекта или процесса. Когда идея, понимание приходят в разум, мы реально переживаем состояние озарения, просветления, инсайта, причём, сначала мы не можем выразить это и только спустя некоторое время разум описывает полученное знание словами, понятиями, правилами. Бывает так, что интеллект охотится за идеями, ищет их, постигает... и выражает с помощью музыки, живописи, скульптуры, философии или других видов творчества, в том числе и научного.
Картина мира, представление о мире, созданное умом, с помощью абстрактного мышления - разума превращается как бы в мозаику - в мир понятий, знаний. Механизм, которым пользуется разум при построении «мозаики» - логика, объединяющая элементы (понятия) в единое целое (ментальную конструкцию – науку). "Наука - писал Шопенгауэр - в противоположность эклектике - простого набора знаний, представляет собой систему связанных знаний, следующих одно из другого, как из своего основания".
Интеллект либо ищет для созерцаемого объекта понятие или правило, под которое его можно подвести, то есть соответствующую идею, либо для данного понятия или правила действительность, их подтверждающую. Таким образом, вступает в действие способность суждения - наиважнейшая и наиболее легко уязвимая составная часть интеллекта, звено между созерцающим и абстрактным способами познания, или между рассудком (умом) и разумом. Уязвимая потому, что именно в этом месте, даже при хорошо развитом разуме и рассудке, метафизический мир, трансцендентально влияя на сознание, способен исказить восприятие, ввести нас в заблуждение: окрасить чистый кристалл беспристрастного познания в цвет какой-либо страсти, желания, идеи и сделать его предвзятым, необъективным. Иногда доходит дело до того, что человек называет «чёрное белым, а белое чёрным». Когда говорят: «Ум за разум заходит» - имеется в виду несовершенная способность суждения, грубое несоответствие между знаниями и реальностью.

   Влияние «хотящего Я» на процесс познания искажает способность суждения.
   В основе «хотящего Я» лежит душа человека, которая в силу различных причин приобрела те или иные черты характера.


   При полном самообладании, самоконтроле, свободе от всех отношений и выгод, при отсутствии личной заинтересованности, при беспристрастности способность суждения приближается к совершенству, искажение стремится к нулю, иллюзии исчезают, человек «трезвеет», приближается к мудрости, видит вещи такими, какие они есть на самом деле.


   Чем отличается талант от гения? Шопенгауэр образно описал это различие так: талант - это стрелок, попадающий в цель, которую видят многие, но никто не может попасть, а гений стреляет по таким далеким мишеням, что их даже никто не видит. Поэтому таланты часто бывают богатыми - их могут оценить многие, а гении редко - их могут по достоинству оценить только таланты, да и то через некоторое время.
Талант от обычного человека отличается более сильной концентрацией внимания.

    Гений - это человек качественно отличающийся и от обычного человека и от таланта, имеющий редкую способность отделять "Я познающее" от "Я хотящего" - совершенную «способность суждения» и обладающий при этом сильнейшей концентрацией внимания.

 

    Интеллект состоит из УМА и РАЗУМА. Ум действует в материальном мире явлений, разум - в метафизическом мире идей. В тот момент, когда ум концентрируется на каком-то физическом объекте, сущность человека, имеющая свойства души и духа, больше переходит в свою духовную форму, затем Дух отрывается от физического тела и старается проникнуть в суть явления - постичь идею объекта, сливаясь с ней. Все это (фиксация внимания, концентрация и проникновение в суть) в философии древней Йоги называлось САНЪЯМОЙ. Это и есть ИСКУССТВО ИНТУИТИВНОГО ПОЗНАНИЯ ИСТИННОЙ СУТИ ЯВЛЕНИЙ, которое делает человека гениальным.

   Йогический способ познания, делающий человека гениальным, принципиально (качественно) отличается от магического способа познания, делающего человека экстрасенсом, тем, что в первом случае используется интуитивный механизм трансцендентального познания (в котором дух непосредственно познает идею), а во втором - эмпатия ("вчувствование", когда душа "настраивается" на душу другого). В первом случае происходит инсайт (озарение), во время которого дух наполняет разум пониманием идеи; во втором случае душа использует воображение (ум) для преобразования и передачи информации. Душа может принести информацию о том, что было, что есть и немножко - о том, что будет в реальном мире. Дух же может принести в мир совершенно новые идеи, то, чего еще не было никогда. Напимер, Тесла, волей судьбы достигший йогического состояния сознания, открыл человечеству эру электричества...

Саму технологию развития йогического состояния сознания я напишу в следующей книге или в следующем издании этой книги. А сейчас мы попытаемся разобраться с главным препятствием трансцендентального познания - искажением информации чувствами и желаниями своего "хотящего Я".


       ЭССЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ


   Еssentia (лат.) - сущность человека, создав тело, создаёт мозг, в нём сознание, в нём самосознание, а в нём личность.

Сущность - это Душа и Дух одновременно с преобладанием свойств того или другого......    Трансцендентальный механизм познания Духом - интуиция, Душой - эмпатия (вчувствование).......

   Процесс самопознания и познания мира почти всегда искажён. Мы видим то, что хотим видеть, а не то, что есть на самом деле. Наше познание зачастую предвзято, необъективно в отношении себя, в отношении других и в отношении мира в целом.
   Что же мешает нам легко победить чувства, преодолеть страсти и очистить аппарат познания? Иммануил Кант при исследовании метафизического мира ввёл понятие «живые силы». А может быть проблема в том, что эти метафизические силы - "живые" сущности, активно искажающие восприятие и влияющие на действие?
Возможно, в метафизическом мире идёт непрерывная борьба мистических сил, идей за нашу волю, нашу душу, так как некоторым идеям для проявления в этом мире нужен человек. Через него они материализуются. Обычно идея «стремится» охватить как можно большее количество людей и обратить их "в свою веру". Они входят в психику в виде чувств, желаний, стремлений, убеждений, а иногда создают и целые мировоззрения. А может быть все мы постоянно живём «под гипнозом» идей даже не осознавая этого?? Как в "Матрице"...

  Как Вы думаете, "одурманенный" какой идеей мозг хочет дарить девушке цветы - половые органы растений?...

  Или у каждого из нас все-таки бывают редкие минуты просветления, когда мы осознаем реальное положение вещей и не хотим «гибнуть за металл» и т.п.? Говорят "трезвление" бывает после размышлений о смерти... Мomentum more - помни о смерти!
Различные чувства, порывы, импульсы, аффекты, страсти, мотивы, любые отношения и т.д., которые охватывают и толкают нас на какие-то действия - всё это и есть проявление метафизических сил в нашей жизни, причём интенсивность воздействия может доходить до такого сильного смятения или душевной боли, что трудно усомнится в их реальности и не поддаться им.
Иногда мы подвергаемся влиянию «тёмных» метафизических сил, чувствуем раздражение, гнев, зависть, ненависть, жадность, обиду, уныние, ревность... и поддаёмся, т.е. действуем под влиянием их, разрушая себя и окружающих, распространяя зло в этом мире. Если это происходит часто, то про такого человека говорят, что у него «злая воля», советуют ему "остановить зло на себе" и не распространять эту силу в окружающий мир.
Иногда «светлые» силы приходят в душу в виде чувства доброты, любви, милосердия, справедливости, совести, свободы, стремления к истине и т.д., и, если мы воспринимаем их, то у нас появляется способность к сочувствию, состраданию, сопереживанию, возникает внутреннее понимание окружающего и соответствующее действие. В этом случае говорят, что у человека «добрая воля», "мягкосердечие"...
Чем более развита душа (глубина, широта, высота, чистота, сила и т.д.), тем более возвышенные чувства способен испытывать человек - воспринимать идеи более высокого уровня.
Любое действие или бездействие человек совершает под влиянием идей, независимо от того осознаёт он это или нет, контролирует или нет.
Идея (энерго-информационная сущность, "знающая" энергия, "живая" сила) приходит в наше сознание в виде чувства, импульса, интуитивного озарения. В случае, если идея овладевает нами, она создаёт мотив, рождает желание что-то сделать, превращается в силу, влечение, страсть. (Психическая сила в отличие от энергии обладает направленностью.) Человек начинает работать на эту идею, материализовывать её в окружающем мире.
В большинстве случаев люди не осознают, насколько их действия обусловлены чувствами и поэтому являются слепыми орудиями в руках различных метафизических сил. Часто воспринимаемая идея постепенно становится ролью, субличностью, функциональной системой, привычкой, второй натурой, которая может полностью подавить волю, поглотить истинную сущность человека, загипнотизировать и «ослепить» его, то есть влиять не только на действия, но и на восприятие информации из внешнего мира. Такие силы склоняют человека к восприятию той информации, которая им выгодна, способны окрасить чистый кристалл беспристрастного познания в цвет какой-либо страсти, чувства, мотива, идеи, сделать познание предвзятым, необъективным, создать в человеке своё видение мира. Попробуйте, например, поговорить с фанатиком - сектантом или сказать алкоголику, что он алкоголик. Согласится он с вами? - Нет. Идея порабощает аппарат познания.
В случае сильных глобальных идей, таких как фашизм, коммунизм, сектанство и др., у человека под их влиянием формируется целое мировоззрение, идеология.
И чем больше ослабевает воля, тем больше проявляется фанатизм - одержимость какой-либо силой, идеей. Такого человека невозможно переубедить, он становится «зомби», теряет широту души, способность рассматривать и принимать различные точки зрения, понимать разные логики. В лучшем случае, такой человек нетерпеливо ждёт, пока вы закончите говорить, и, не вникая в смысл ваших слов, продолжает «гнуть свою линию».
Некоторые идеи «заинтересованы» в том, чтобы человек был внушаем, подчиняем, находился в невежестве, не ведал, что творит, потому что разум и свободная воля - это серьёзные препятствия на пути их распространения, материализации.
Душа человека живёт чувствами. Они - пища для души, психическая энергия. Возможно, идеи, вызывающие чувства - это "живые" сущности, и человек находится как бы в симбиозе с ними: с одной стороны они дают энергию душе, но вместе с тем и сами пользуются энергией индивида, который им служит (идеям для материализации нужна жизненная сила человека).
Таким образом, в основе «личного Я» лежит истинная сущность человека, которая в силу различных вышеизложенных причин приобрела те или иные черты характера. Как известно, привычка рождает характер, характер рождает судьбу.
Характер - это "отпечаток" метафизических сил на сущности человека. Из этого "отпечатка" рождается сродство с ними - предрасположенность к тем или иным чувствам, аффектам, страстям и к соответствующему искажению восприятия объективной реальности, к предвзятости в созерцании и интерпретации полученных данных. «Лишь то, что есть внутри, можно увидеть снаружи» - гласит на эту же тему восточная мудрость.

А вот что пишет профессор Н.Н.Данилова по этому поводу в книге «Психофизиология»: отношения эмоциональных и когнитивных (познавательных) процессов можно описать следующим образом. Мы сначала чувствуем, а только затем узнаём и понимаем то, что мы переживаем. Чувство в определённом смысле определяет то, что мы знаем, так как оно задаёт направление, в котором развивается мыслительная деятельность. При этом сами когнитивные, оценочные операции, которые влияют на эмоции, реализуются в мозге, который уже эмоционален и не является аффективно-нейтральным. По существу, чисто когнитивной детерминанты эмоций вообще не существует. Эмоция на значимый стимул – это единство аффективно-когнитивных процессов.

Итак, часто воспринимаемая метафизическая сила становится привычным чувством, реакцией, затем чертой характера, а в дальнейшем определяет судьбу индивидуума, жёстко программируя его поведение в данной среде по принципу "стимул - реакция". Как со 100%-ной вероятностью, мы можем утверждать, что брошенный предмет упадёт на землю, так же можно утверждать, что в определённых ситуациях вспыльчивый человек вспылит, обидчивый обидится, трусливый струсит, алкоголик выпьет и т.д. Вытекающие из характера действия создают судьбу (или как еще говорят - карму) человека.
Напрашивается вопрос: чтобы изменить судьбу, что лучше - изменить среду, или себя? Восточная мудрость гласит: «можно убирать с дороги все колючки, а можно надеть сандалии и больше не бояться колючек», то есть более рационально - изменить себя.
Восток также утверждает: «оковы кармы можно сбросить, лишь встав на путь дхармы (самосовершенствования)».
Какая же сила в нашей личности способна изменить характер?
В отличие от животных мы способны познавать и решать, какими чувствами жить. У Человека есть возможность выбора.
«Ум есть царь чувств» - говорил Серафим Саровский. При определённых условиях «Я познающее» может воздействовать на «Я хотящее». И это необходимое и достаточное условие есть сила самосознания - энергия рефлексии на собственные психические процессы, которая постепенно, по мере повышения ясности сознания переходит в силу воли - способность отделять себя от своих чувств, и, наконец, достигает способности человека быть хозяином себя. Высказывание: «Самая большая победа - это победа на собой» означает победу воли над страстями, победу «Я познающего» над «Я хотящим», достижение свободы.

   Человек, имеющий развитый разум и сильную волю не склонен действовать под влиянием аффекта, ходить на поводу у других людей, быть в рабской зависимости от дурных привычек, комплексов. Он способен к самонаблюдению, к самоконтролю, к самообладанию, к внутренней борьбе; он может самостоятельно переключаться, активно корректировать мировоззрение, работая над характером, быть в согласии с собой, развить сознание так, чтобы понять собственную сущность, определить смысл своей жизни, достигая совершенства, реализовать себя в этой жизни, выполнить своё предназначение.
   Но как же достичь такой силы самосознания, такой силы воли, которая способна окультурить характер, исцелить сущность? - Для этого нужно непрерывно заниматься «культуризмом» сознания, повышать уровень энергии сознания, на что и направлена данная система самосовершенствования.

   Система «Культура и культуризм сознания» не ограничивается только созданием мировоззрения, способного исследовать мир физический и метафизический, но также направлена на максимально возможное развитие самого аппарата познания и силы «познающего Я» - самосознания, выявляющего себя все более отчетливо из потока психической жизни по мере повышения степеней ясности сознания.

Сознание – это орган, который можно развивать. О том, как именно развивать сознание, я напишу в ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ.

 

ОСНОВЫ МОРАЛИ

МОРАЛЬНАЯ СИЛА


"Миром правит закон силы!" - Из-за этого утверждения философия Шопенгауэра считается пессимистической. Хотя так оно на самом деле и есть.

Мироздание - это борьба систем за негэнтропию (материю, энергию, информацию). Метагалактики поглощают галактики. Всех "пожирают" черные дыры... Побеждает тот, кто сильнее.
В животном мире сильные выживают за счет слабых, работает закон джунглей: "Кто сильнее, тот и прав!" Однако уже среди членов одной стаи наблюдается некая инстинктивная забота "о ближнем". Зачем?...
В человеческом обществе ситуация примерно такая же. Но любовь к ближнему проявляется больше, т.е. появляются зачатки морали. Государство ограничивает индивидов в истреблении себе подобных. С какой целью?
Говоря холодным языком теории систем, для существования и развития надсистемы (стаи, государства), необходимо некое равновесие во взаимоотношениях подсистем (зверей, людей). Именно для выполнения этой цели и появляются моральные законы. Разве не так? Разве иногда не нужно удерживать людей в узде, чтоб они не перегрызли глотку друг другу? В отличие от животных, которых останавливает инстинкт, людская жестокость может быть безмерной. Поэтому необходимы моральные законы - регулятор взаимоотношения подсистем (людей) для выживания и развития надсистем (государств). Вершиной морали в таком мире является справедливость - "око за око, зуб за зуб", наказание за преступление. Следовать законам справедливости в мире материальном выгодно только для того, чтобы избежать наказания...
Но часто мы видим, что и справедливость не соблюдается - политики решают наносить превентивные удары за несовершенные преступления (например, химического оружия в Ираке не оказалось) по моральному принципу Макиавелли: "Поступи с ближним так, как он поступил бы с тобой, но сделай это первым!" А разве не по этому принципу Ирод истребил всех младенцев Иудеи? Или расстреляли семью Николая второго?...

   Хотя принцип Макиавелли не так однозначен, как это кажется с первого взгляда... Ведь для того, чтобы "поступить с ближним так, как он поступил бы с тобой" нужно сначала познать ближнего так же, как себя, а это не просто. И хотя Макиавелли, видимо, хорошо знал жизнь, все-таки не факт, что ближний идет к тебе со злом... но не будем отвлекаться...

Итак, в этом мире нет места для любви, доброты, совести...
Но все-таки они есть... Какова же их природа? Откуда взялась, например, совесть? Почему она существует?

Потому что мироздание - это не только физический мир. Это еще и некая невидимая сила, которая создает из материи формы. Все, что имеет форму, создано этой силой. Шопенгауэр назвал ее волей, потому что именно так мы чувствуем эту силу внутри себя. Он назвал свою философскую систему "Мир как воля и представление". В этой системе воля "лепит" из материи формы. А для созерцания этих форм создает познание. И через наше сознание Мировая Воля наблюдает за созданным миром форм-явлений... 

В нем, с точки зрения Шопенгауэра, каждому явлению (системе) мира физического соответствует идея ("ступень объективации воли") мира метафизического. И в метафизическом мире каждый человек - индивидуальная идея (сущность, живущая чувствами, мыслями). У некоторых душа не развита и чувства в ней преобладают эгоистические (себялюбие, тщеславие, страх, агрессия, зависть, жадность....) Они не обращают внимание на интересы других людей, манипулируют окружающими, считая их просто средством для своих целей. Кроме "себя любимого" у них в душе никого нет...
Большинство (или меньшинство?) людей все-таки выходят из состояния эгоизма в молодости благодаря половой любви, которая в некоторых случаях становится сильнее инстинкта самосохранения. Душа такого человека расширяется и вмещает в себя семью, друзей и т.д.. Перепрыгивая ступени, скажем, что некоторые люди любят Родину больше своей жизни. То есть душа человека может "расширяться", вмещая в себя надсистемы более высокого уровня. Осознает это человек или нет, не имеет значения, но именно так и развивается настоящая духовность, которая является основой для проявления высших моральных качеств. Такие люди способны думать не только о себе и своих интересах, жить не только по справедливости. ОНИ могут "любить ближних не менее, чем себя", жертвовать чем-то своим, ради другого, т.е. жить по совести.
Некоторые из них одарены трансцендентальным познанием - сочувствием, состраданием, сопереживанием. Тогда их душа становится "зрячей". То есть они не только "любят ближнего", но еще и ПОНИМАЮТ его. (Для иллюстрации представим мужчину, который, любя девушку как себя, подарил ей двухпудовую гирю, и не понял, почему она не обрадовалась...)

Продолжая мысли Шопенгауэра, можно утверждать, что совесть - это действие Мировой Воли, "окультуренное" трансцендентальным познанием (эмпатией, интуицией). Люди, подверженные моральному закону совести - "не от мира сего". Т.е. в борьбе систем за негэнтропию, (которой соответствует борьба идей за сферу влияния) они способны жертвовать своей негэнтропией ради ближнего или какой-то идеи. Действия по совести - это всегда жертва... Но кроме пользы ближнему и морального удовлетворения, что даёт эта жертва дающему? - Моральную силу - неизвестную людям материального мира... А что даёт моральная сила? - Очень много... Например, с её помощью можно "победить мир", как это сделал Иисус Христос, Махатма Ганди освободил Индию... Даже в заурядных выяснениях отношений всё решает моральная сила.
А пока было бы неплохо перейти к практической жизни, потому что многие инстинктивно определяют совестливых Людей и стараются их использовать в своих целях. (Считают их " слабаками", за счет которых можно поживиться - "лохами, которых надо разводить"). И если Человек поддаётся психологическим манипуляциям, он не только не приобретает, но может и потерять моральную силу...

Для защиты от подобного рода агрессии всем известному совестливому "Идиоту" - князю Мышкину было бы неплохо знать о существовании невидимой границы справедливости. Для достижения совершенства в выяснении отношений необходимо иметь четкое и ясное понимание, где проходит невидимая граница справедливости между внутренними "пространствами" людей. Кто первым совершает интервенцию, переходит границу и становится агрессором, а кто подвергается нападению и становится жертвой? Имеется ли право на "оборонительную агрессию", так называемый "праведный гнев"? и т.д...

Не будем тянуть с ответом. Невидимую границу справедливости можно сформулировать примерно так: "Ты не имеешь права делать кого-либо жертвой. Ты имеешь право не быть жертвой сам" . Первая часть - это принцип ненасилия по отношению к кому бы то ни было, в Йоге называется ахимса. Вторую часть специально для "людей совести" я интерпретировал бы так: "Никто никому ничего не должен!" Но эта интерпретация годится только для обремененных совестью. Остальные могут понять эту формулировку как вседозволенность.
Для людей, готовых пойти на жертву, принцип "никто никому ничего не должен" - это единственная защита от "алчущих волков мира сего"- бессовестных манипуляторов (сознательных и подсознательных).
Помните, люди совести, что наиболее распространенный способ манипулирования с целью сделать Вас жертвой - это жалость. Если вам встречаются "самые бедные из всех бедных", скорее всего это профессиональные манипуляторы. На эмоциональном порыве они вытягивают из Вас все, что могут, прямо сейчас или стараются получить обещание помочь им в будущем. Это "волки в овечьих шкурах"! Пообещав, Вы сразу переносите границу справедливости на свою территорию. И теперь, если не выполните обещание, потеряете моральную силу.... Бывало такое в Вашей жизни? Я могу Вам помочь. Пообещайте мне прямо сейчас никогда никому ничего не обещать на порыве чувств! А только хорошенько подумав и все взвесив. Обещаете?
Второй распространенный способ психологического манипулирования - вызвать чувство вины. Для этого манипулятор обижается на Вас. Дальше идет схема: "ты меня обидел - ты виноват - ты должен". И вот тут-то Вас спасет знание невидимой границы справедливости.
Обида - это реакция на несправедливость. Если Вы не нарушали справедливость - не проявляли насилия, агрессии по отношению к этому человеку и у Вас нет никаких обязательств, - обида безосновательна, вина мнимая и Вы никому ничего не должны. То есть Вами пытались манипулировать.
Иногда, зная особенности Вашего характера, человек специально провоцирует, чтоб Вы его обидели.
Я не призываю Вас быть жлобами, но считаю, что Вы обязаны сами, свободной волей решать, будете ли Вы жертвовать чем-либо или нет. Свободное решение увеличит Вашу моральную силу. Решение, принятое под психологическим давлением, ослабит...

Люди с чувством собственного достоинства особенно тонко чувствуют невидимую границу справедливости, поэтому редко позволяют унижать себя и не склонны обижать других.

Итак, в мироздании существуют три моральных принципа: закон силы и закон совести, разделённые законом справедливости. Чувство справедливости может быть достаточно сильным, но "слепым". "Хищники" инстинктивно используют это и говорят, что объективной справедливости не существует - "у каждого своя правда". Поэтому важно не только душой чувствовать справедливость, но и интеллектом точно знать нарушена ли её невидимая граница и в какую сторону...

Цель духовного развития человека с ограниченными моральными возможностями - эгоиста, лишенного сочувствия и сострадания, подняться до уровня справедливости в отношениях с другими.

А задача для людей совести - не поддаваться давлению и обману и, если придётся давать отпор агрессорам, не скатиться ниже уровня справедливости, потому что дальше идет потеря моральной силы.

Моральная сила - это степень проявления Мировой Воли, действующей через человека на окружающий мир. Зависит эта степень проявления от уровня желаний, определяемых в свою очередь "объемом" души. Минимальная сила - у эгоиста, максимальная - у человека, вместившего в свою душу человечество... или даже биоценоз... или даже все мироздание…

Наверное, Вы подумали: «А как же все-таки увеличить моральную силу? Или развить интеллект до уровня гениальнности? А сиддхи - сверхъестественные способности – как их достичь?  Что для этого нужно – «приседать или отжиматься»?

В следующей книге будет более подробно изложена практическая часть технологии развития сознания. А пока оздоравливайтесь и изучайте философию    поверьте, без неё невозможно полное понимание практики…

  

    О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

       Мир - это борьба систем за негэнтропию (материю, энергию, информацию).

 Система - совокупность взаимодействующих между собой элементов, объединённых в единое целое выполнением некоторой общей функции, не сводимой к функциям её компонентов. Каждая система состоит из подсистем и является подсистемой.

После первичного взрыва уже 14 миллиардов лет материя существует, она движется, она организовалась в формы - системы, в Мир явлений.

Мироздание - суперсистема, состоящая из иерархии подсистем.

       Законы движения систем строго соответствуют их уровню организации и не зависят от законов над-  и подсистем.

 Поэтому создание единой теории поля - попытки спрогнозировать движение любого объекта вселенной, исходя из неких незыблемых причинно-следственных связей между атомами, молекулами и т.д. – невозможно. Следовательно, предопределённости не существует.

Физика, химия, биология, психология, социология и т.д. - науки, изучающие законы функционирования систем разного уровня сложности, разной степени упорядоченности материи.

Каждому уровню организации материи соответствуют качественно иные, своеобразные законы движения, не вытекающие из предыдущего уровня. Например, если материя организовалась в форму камня, то он будет двигаться по законам механики. Можно протравить камень кислотой или подвергнуть бомбардировке ядерными частицами, влияя на подсистемы - молекулы и атомы, но зависимость его от законов механики от этого не изменится. То есть ни ядерные, ни химические законы движения материи не влияют на механические и наоборот. Луч солнца не влияет на ветер.

Шопенгауэр понимал это еще 200 лет назад, а некоторые выдающиеся нейрофизиологи до сих пор пытаются «читать мысли», через нейрофизиологию, вживляя электроды в мозг. Психика - функция системы более высокого уровня организации не описывается законами функционирования её подсистем - физиологией и тем более биохимией (фармакология может изменить состояние сознания, что грубо отразится на психике, но на тонкости функционирования личности таким образом повлиять невозможно).

   Переход к более высокому уровню организации системы означает уменьшение энтропии (меры беспорядка, хаоса, разрушения), то есть накопление негэнтропии (степени упорядоченности, созидания). Отсюда необходимость притока энергии и материи извне, для того чтобы повысить организованность системы.

В мире явлений происходит постоянная борьба систем за материю, энергию и информацию. Рост негэнтропии в одних системах приводит к увеличению энтропии в других. Наиболее организованные в этом отношении биологические системы накапливают негэнтропию за счёт углубления энтропии в окружающей среде, что подтверждает изречение стоиков – «нельзя получить удовольствие, не принося никому вреда».

   Человек - это система, состоящая из органов, клеточек, молекул, атомов и т.д. из целой иерархии подсистем более низкого уровня организации.. С другой стороны, человек как подсистема входит в семью, семья в государство, оно в общество, всё это в биоценоз и т.д… в мироздание.
   В человеческом обществе за выживание и увеличение сферы влияния (негэнтропию) борются люди, семьи, различные фирмы, корпорации, национальности, государства, религии и многие другие разновидности систем. При этом надсистемы регулируют взаимоотношение подсистем, действуют законы иерархии.


   На вершине иерархии уровней организации человеческого организма (не индивидуума!) стоит «структура Я» - эгоизм. Как и у всякой системы, деятельность у «структуры Я» (интегрирующей организм как целое) связана с негэнтропийной направленностью. Необходимым условием существования «структуры Я» является постоянный приток энергии, которую «поставляет» ей организм. Для утилизации энергии и материи извне, «прогнозирующие системы» оценивают возможности собственного организма и параметры окружающей среды, а затем предоставляют в «структуру Я» информацию о вероятности удовлетворения той или иной потребности.
   Высокая вероятность сопровождается положительной эмоциональной окраской, низкая - отрицательной. В этом случае прогнозирующие системы оценивают вероятность удовлетворения других менее интенсивных потребностей, после чего избирается поведение или формируется функциональная система, обеспечивающая организм максимальным количеством негэнтропии в данных конкретных условиях среды.

В человеке системой, регулирующей сложность внутреннего и трудность внешнего мира, является «личное Я».   
      Жизнь нашего «Я», нашей личности состоит из процессов сознательных, подсознательных, бессознательных и сверхсознательных.
     Сознательные процессы - это те, которые мы осознаем, те субличности, роли, которые контролируем, те правила игры, которые понимаем.
     Подсознательные процессы - это весь тот жизненный опыт, который как-то влияет на наше поведение, проявляется в виде мечтаний, образов, фантазий, комплексов и т.п., и при определенных условиях может осознаваться. Будем считать, что язык сознания - это слова, понятия, категории и т.д., язык подсознания - это образы, эмоции, отношения, реакции и т.д.
      Бессознательными процессами будем считать жизнь нашего тела, данную нам в ощущениях. Исходя из теории систем, мы состоим из множества подсистем более низкого уровня организации - органов, клеток, молекул и т.д., в жизни которых нормальный человек осознанного участия не принимает. Информация о подсистемах дана нам языком ощущений (боль, удовольствие и мн.др.).
      В свою очередь, мы сами являемся подсистемой систем более высокого уровня организации и информация, сигналы управления от них даются нам в виде чувств. Будем считать эти процессы сверхсознательными. Пример влияния на нас видовых процессов саморегуляции - чувство половой любви; группы людей - товарищество, коллективизм; система «государство» влияет на нас чувством родины, патриотизма; система нации - национализмом; система человечества - чувством человеколюбия, гуманизмом; биоценоз - доброта; мысли о вселенной вызывают какое-то возвышенное чувство и т.д. 

     Следует отметить, что повышение негэнтропии «структуры Я» может быть связано не только с биологическим поступлением энергии и материи, но и с ростом социального статуса индивидуума, а также увеличением личностной силы. 

Тренируя сознание, развивая личность можно подготовить себя к восприятию идей более высокого уровня, материализовывать системы более высокого порядка - в этом и есть суть духовного развития с позиций системного подхода.

ФОРМУЛА ЛИЧНОСТНОЙ СИЛЫ И АДАПТАЦИИ

С именем «орган» мы привыкли связывать представление о морфологически сложившемся, статически постоянном образовании. Это совершенно не обязательно. Органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определённое достижение.

                                                                                               А. А. Ухтомский


Сознание – это орган, который можно развивать вплоть до состояния гениальности! 


   Эволюция человечества, связанная в настоящее время в основном с внутривидовой борьбой, идёт по пути увеличения мощности сознания.


   В процессе филогенеза (развития всех органических форм в течение всего времени существования жизни на земле) сознание прошло несколько этапов развития с формированием соответствующих «органов» внутри себя, что отражается в онтогенезе (индивидуальном развитии живого существа, охватывающее все изменения, претерпеваемые организмом от стадии оплодотворённого яйца до окончания индивидуальной жизни).
   Во внутриутробном периоде развития человеческого существа, когда жизненная сила формирует тело, когда внутренний мир прост (потребность в питании), а внешний лёгок, происходит становление сознания как органа, функция которого, - отражение мира.

   После рождения, когда внешний мир постепенно становится всё труднее, происходит становление силы характера - способности преодолевать трудности в процессе удовлетворения потребностей. Силой характера, основанной на избытке жизненной силы, на сильной нейрофизиологии, могут обладать как люди, так и животные.

   На следующем этапе развития сознания по мере усложнения внутреннего мира и появления противоречивых (и даже взаимоисключающих) потребностей формируется интеллект, а в нём структура «Я» - самосознание, создающее иерархию ценностей, мотивов, смысл жизни - концепцию «Я», личность.

   И, наконец, для упорядочивания, дисциплины внутреннего мира и преодоления трудностей внешнего, для осуществления замысла жизни, эволюция даёт личности силу воли - специфическое состояние сознания, в котором сила характера переходит под контроль самосознания, посредством развития концентрации внимания.

   Итак, сущность человека, создав тело, создаёт мозг, в нём - сознание, в нём -самосознание, а в нём – личность.

   Эволюция человека в настоящее время идёт по пути увеличения уровня энергии  сознания.

  ОБ УРОВНЯХ СОЗНАНИЯ

  Наиболее отчётливо степени развития сознания разработаны в древнейшей Йоге, поэтому рассмотрим часть их классификации.
1) Беспокойное, слабое, рассеянное, практически недееспособное состояние сознания называется «кшипта». Деятельность в таком состоянии суетлива, хаотична, нецелесообразна. Человек мечется, хватается то за одно, то за другое, если говорит, то перескакивая с одной темы на другую, забывает, с чего начал разговор. Если слушает, то не вникает в суть, не задумывается, всё время перебивает, излучает внутреннюю напряжённость, тревожность. В его присутствии быстро устаёшь. Созидательная деятельность практически невозможна; организм находится в режиме саморазрушения, дыхание и пульс учащены. Лёгкие проявления такого состояния бывают довольно часто у всех людей.

2) Следующий, более высокий уровень характеризуется появлением стабильности и называется «мудха». Это тупое, ослеплённое, пребывающее в замешательстве, недоумении, невежестве состояние сознания, хотя и с более или менее устойчивой направленностью, но при отсутствии способности различения тонкостей.
Такое состояние проявляется некоторой заторможенностью, медлительностью, инертностью, затруднённым пониманием сути явлений. Если любого из нас неожиданно разбудить и быстро начать рассказывать что-то сложное, то можно довольно отчётливо пережить и проследить это состояние. В лёгкой форме оно встречается довольно часто. Даже определённая пища может его вызвать. Представьте, что Вы объелись, например, позавчерашними макаронами, слегка разогретыми вместе со старой, жирной тушёнкой. Представили? Какое состояние сознания? - Тупое, сонливое, не способное ни к восприятию, ни к действию.  

3) Следующее, ещё энергетически более высокое состояние сознания называется «викшипта» - зависимое. Это нормальное состояние обычного человека, при котором внимание стабильно удерживается на каком-либо объекте внешнего мира, вникает в суть происходящих событий. В этом состоянии человек энергичен, деятелен, эмоционален, активно включён в окружающую жизнь, но направленность сознания задаётся не самим человеком, а окружающим миром. Мир овладевает нашим вниманием так, что мы не в силах этому противостоять, не способны отключиться. «Чувства движутся среди предметов чувств» - сказано древними про таких людей. Такого человека формирует среда, он внушаем - как марионетка управляется миром посредством нити внимания и не всегда это осознаёт.

4) И, наконец, уровень сознания волевого человека называется «экарга». Это ступень развитого самосознания, дающая человеку возможность быть хозяином себя - свободу, при наличии которой трудно влиять на личность, внушить какое-либо желание. Человек четко знает, чего он хочет - внимание удерживается собственной волей. Характерные черты человека в таком состоянии сознания - собранность, целеустремлённость, независимость, самообладание, спокойствие, умение переключаться. Такой человек умеет управлять своими чувствами, порывами, а в момент познания способен освобождаться от эмоций и объективно воспринимать мир таким, каков он есть. Начиная с этого уровня, не среда делает человека, а человек делает сам себя.

Хотите ли Вы увеличить энергию своего сознания, быть хозяином себя, развить все свои таланты? - При желании совершенствоваться и знании технологии это возможно.

 

   Примерно так же, как мощность компьютера зависит от "железа" и программы, сила сознания зависит от нейрофизиологических и личностных качеств человека.

Хотите знать каких?

Сила сознания или, применительно к человеку, сила личности состоит из:

1)    жизненной силы, образующей и поддерживающей форму тела, внутренних органов, клеточек и т.д. Избыток жизненной силы ощущается как бодрость, легкость; недостаток - утомление,  болезнь. Жизненная сила - это степень здоровья организма.

2)    силы характера - способности к напряжениям  (физическим и психическим), способности преодолевать трудности в процессе удовлетворения потребностей. Сила характера основана на избытке жизненной силы – на сильной нейрофизиологии;

3)    силы интеллекта - способности сознания (УМА, РАССУДКА) принимать форму явлений физического мира и понимать их суть, т.е. постигать (РАЗУМОМ) соответствующую идею мира метафизического. Тонкость восприятия и сила различения, составляющие силу интеллекта, иногда дают возможность непосредственного, интуитивного постижения мира и зависят от пластичности и чистоты сознания. Чистота сознания, а вместе с ней и СИЛА СУЖДЕНИЯ, зависят от соотношения силы воли и силы желания, чувства, страсти;

4)    силы воли – силы самосознания, направленной в основном на собственные психические процессы, способности человека сознательно контролировать свою деятельность (внутреннюю и внешнюю) и активно управлять ею, преодолевая препятствия и подчиняя её сознательно поставленной цели. Сила воли - это степень свободы (вольности) человека, его независимость, целеустремлённость, возможность действовать, исходя из концепции «Я», из разума, а не из импульсов, чувств, страстей. Сила воли напрямую связана с силой концентрации внимания (и появляется при преобладании «Я познающего» над «Я хотящим». Но об этом - позже).

5)    моральной силы, основанной на интуитивном знании невидимой границы справедливости;

6)    силы обаяния, зависящей от глубины, широты и высоты внутреннего мира личности…

7)    харизмы - это своеобразное обаяние, влияние той метафизической идеи, которая подчинила индивида, или же с которой человек сознательно себя отождествляет и призывает её в себя своей волей (формируя новую «концепцию Я», изменяет свой характер). Харизматическую силу можно рассматривать как мистическую мощь той идеи, которая, проявляясь в данный момент через индивидуума, создает систему в мире физическом. Обычно харизматическая сила проявляется в моменты, когда чувства, мысли, слова и дела совпадают.
и т.д.

Энергию сознания или личностную силу можно выразить в виде формулы:


L = F ( v i c/k )

где L - личностная сила (общая энергия сущности),
V - жизненная сила (она же «питает» силу характера),
I - сила интеллекта, состоящего из ума (рассудка), познающего физический мир и разума, познающего суть мира явлений - мир идей,
C - сила воли, сила «концепции Я», сила осознаваемой части психики – самосознания, сила произвольной концентрации внимания,
k – коэффициент искажения информации, степень слияния "я познающего" и "я хотящего", предвзятость восприятия, сила неосознаваемой части психики, (например, сила чувств, страстей), непроизвольная концентрация внимания,
F - знак функции.

( v i c ) – "культуризм” сознания,
1 /k – культура сознания, степень внутренней свободы

   Чем больше в человеке личностной силы L, тем меньше времени жизни t он может тратить на адаптацию A в данной среде:


А = F ( L t )

   Другими словами, чем сильнее личность, тем, например, больше денег она сможет заработать за меньшее время.

   Поэтому даже ради выживания более рационально идти путём самосовершенствования, чем, не познав и не раскрыв своего личностного потенциала, тратить самое ценное - время жизни на нелюбимую деятельность.


   Адаптация может быть оптимальной, с преобладанием воли, то есть с развитием истинной сущности человека. В этом случае отношение C/k > 1, (способность суждения позволяет видеть реальность близкую к истинной - человек становится мудрее), где С - свободная воля, k - внушаемость.

   Но адаптация может быть и не оптимальной, когда человек действует неосознанно, под влиянием внушений, комплексов, стереотипов, аффектов, страстей и т.д., поддаваясь давлению, поступая вопреки своей истинной сущности, предавая себя, с «потерей лица».
   Такая адаптация уводит человека от его предназначения и приводит к потере смысла жизни. В этом случае C/k - коэффициент эволюции меньше единицы - человек живет в мире иллюзий и не видит истинного положения вещей.

   Смысл жизни состоит в познании себя, самосовершенствовании и самореализации. В известной притче сказано: данные нам таланты нужно не закапывать, а активно раскрывать и реализовывать.

   Совершенствуя себя, занимаясь «культуризмом» своего сознания, развивая данные нам способности, какими бы они ни были, выполняя своё предназначение, мы не только сможем продлить себе жизнь, избежав многих болезней, но и «по-Человечески», осознанно, в полной мере ощутить истинную полноту бытия, счастье…

 

                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                        

                                  ЗАЧЕМ НУЖНА СИСТЕМА?

1. ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ВПЕРЁД ПО ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ. Вершиной эволюции живого вещества на Земле сегодня является СОЗНАНИЕ. А вершиной сознания - САМОСОЗНАНИЕ. Наибольшее напряжение вызывает у людей внутривидовая борьба (выяснение отношений между собой). В ней больше шансов победить у тех, чья психика крепче, чьё сознание сильнее. Ну а у кого сильное самосознание - тот может контролировать и тренировать все силы своей психики для продвижения на более высокий уровень. Основной механизм естественного отбора для цивилизованной части человечества - психосоматическая патология (психо - душа, сома - тело), то есть заболевания от нервных потрясений, переживаний. Человек с гармонично развитым сознанием почти не болеет.

   Сознание - специфический орган, который можно развивать. Функция рождает структуру. Подобно тому, как борец тренирует тело не только поединками, но и специальными упражнениями, так и сознание можно совершенствовать не только жизнью, но и специальными практиками. Данную систему я отношу к разделу ПРИКЛАДНОЙ ФИЛОСОФИИ.

2. Следующая задача данной системы: усилить влияние философии на умы, так как складывается тягостное впечатление, что ИСТИНА сегодня почти никому не нужна... Ну будешь ты познавать истину и что? Станешь богаче или будешь начальником? Какая от неё выгода? Некоторые еще говорят так: "Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?" - искренне считая, что сильный мозг обязательно должен работать на мотив алчности, жадности, что обогащение - это ТО, чему стоит посвятить свою жизнь... Им никогда не понять, что движет философом...
   Только бесцветный прозрачный кристалл окрашивается в цвет рядом расположенного предмета, и только чистый "кристалл" бескорыстного, беспристрастного познания настоящего философа, обладающего проницательностью, способен окрашиваться в "цвет" идеи и познавать её суть, испытывая при этом какое-то необычное воодушевление. Созерцающая сила философски настроенного сознания способна проникать в тайны физического и метафизического мира, интуитивно постигая истинный смысл идей. Для повышения эффективности этого процесса нужно иметь сильное сознание, а для сильного сознания - хорошее (желательно идеальное) здоровье (Ещё Сократ вёл здоровый образ жизни). И вот здесь философия оказывается способной принести пользу многим, так как только она может проникнуть в тайну жизненной силы.
   На избытке энергии идёт развитие. На избытке жизненной силы повышается уровень энергии сознания, усиливается концентрация внимания. Затрагивая мотив "здоровья" очень сильный и широко распространённый, система "Культура и культуризм сознания" может вновь вывести философию в период расцвета...

   В системе КУЛЬТУРА и КУЛЬТУРИЗМ СОЗНАНИЯ совершенствование трансцендентального познания (интуиции и эмпатии) - это развитие КУЛЬТУРЫ, а тренировка нейро-физиологической базы и на её основе усиление концентрации внимания (и, соответственно, эмпирического познания) - КУЛЬТУРИЗМ сознания.

 

С одной стороны, эта система тренировки интеллекта (вплоть до гениальности) - то, чего еще нет в мире - следующий после Шопенгауэра шаг в развитии философии.

С другой стороны, самосовершенствование ради ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ - это попытка реанимировать ту часть технологии Классической (философской) йоги, которая была утеряна еще до нашей эры...

Итак, давайте попробуем вникнуть в суть Классической йоги

Первая ступень – ЯМА. Правила поведения во внешнем мире.

//Зиждется на принципе ненасилия – АХИМСА. // В основе ЯМЫ лежит принцип АХИМСА – ненасилие – не нарушение невидимой границы справедливости. Соблюдение этого принципа дает возможность сохранять моральную силу.

Остальные принципы:

САТЬЯ – честность, правдивость, искренность

АСТЕЯ – не воровство

БРАХМАЧАРЬЯ – не прелюбодеяние

АПАРИГРАХА –  не принятие подарков

-только способы для достижения главного – сохранения моральной силы

Вторая ступень – НИЯМА. Правила поведения во внутреннем мире.

ШАОЧА – чистота физическая и духовная. Не.допускание физического и духовного «загрязнения» сознания. Физическое и духовное очищение.  Очищение физическое описано в главе «Очищение», а духовное  - это  Эссенциальная терапия

САНТОША – не уныние, довольство тем, что имеешь. Помним, что дух уныния – это противоположность духу совершенствования.

ТАПАС – пламенение духом. Максимальная духовная активность, целеустремленность. Поддерживается описанным выше самопрограммированием

СВАДХИАЙЯ – постоянное самообучение, поддерживание в себе философского состояния сознания.

УПОВАНИЕ   НА  ИШВАРУ – обращение за метафизической помощью к  идее, создавшей Йогу. Йога – это система самосовершенствования, позволяющая достичь единения сущности (индивидуальной воли) с Мировой Волей. Идея Йоги  - это как бы сплав идеи познания истины и идеи самосовершенстования, рождающий мотив - самосовершенстование ради познания. УПОВАНИЕ НА ИШВАРУ делает этот мотив доминирующим. 

 

Третья ступень – АСАНЫ. Это комплекс статических упражнений, созданный для двух целей:

Первая цель – оздоровление, описана в первой части книги.

Вторая цель – развитие интуиции и эмпатии. Только один объект во всем мироздании дан нашему познанию одновременно и как образ, и как ощущение, эмпирически и трансцендентально – это наше тело. И поэтому древние Йоги использовали асаны не столько для оздоровления, сколько для развития  трансцендентального познания.

Для того, чтобы достичь в асане максимального удовольствия, нам нужно

во-первых, очень тонко прочувствовать клеточки своего тела (развивается эмпатия) и

во-вторых, интуитивно микродвижениями найти самое приятное положение, доведя удовольствие до пика, во время которого вырабатывается максимальное количество эндорфинов.

 Цель такого способа выполнения асан – не сила, не гибкость и даже не сверхздоровье, которым славятся Йоги, а развитие трансцендентальных способов познания - эмпатии и интуиции. Но и это еще не всё.

   С одной стороны максимальная выработка эндорфинов проявляется в «микроопьяниении»,  во время которого как раз и достигается главное качество гения:  «Я-Познающее» отрывается от «Я-Хотящего». Познающий дух освобождается от хотящей души  и может легко проникать в метафизический мир и познавать идеи. 

   С другой стороны большая концентрация эндорфинов в крови приводит Йогов к легендарной невозмутимости, которая крайне необходима при повышении чувствительности.

Тренировка эмпатии приводит к развитию экстрасенсорных способностей, вы начинаете хорошо чувствовать не только себя, но и других людей, окружающий мир. Как думаете, принесет ли Вам это радость? Вот зачем нужна йоговская невозмутимость…

Йоги считают эти совершенные способности магическими и призывают не останавливаться на них, а максимально развивать интуицию – не чувствование, а понимание людей и окружающего мира.

Настоящее йогическое познание – это интуитивное познание. С его помощью  можно приносить в мир новые идеи. Во время ннтуитивного познания происходит непосредственное понимание сути, что позволило, например, Тесле делать открытия и создавать электрические приборы, не прибегая к математическим вычислениям. Идею ему удавалось непосредственно переводить в такие яркие образы нужных приборов, что когда он создавал их, ошибок не было.

Максимальное развитие йогического интуитивного познания  - главная цель системы «Культура и культуризм сознания».

Четвертая ступень – ПРАНАЯМА. – Это самый трудный из всех - ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АСКЕТИЗМ.

Концентрация внимания всегда сопровождается задержкой дыхания. Для йогического познания (САНЪЯМЫ) нужна очень сильная концентрация внимания и, следовательно, длительная задержка дыхания. Здоровый, наполненный жизненной силой организм может долгое время находиться без кислорода - это необходимое условие для йогического сосредоточения . Именно для этой цели йоги стараются достичь супер-здоровья и занимаются дыхательными упражнениями. (см. главу «Дыхание»)

Пятая ступень – ПРАТЬЯХАРА.  (дословно в переводе с санскритского - искусство видеть Бога во всем; второй вариант перевода -  контроль над чувствами). Это создание философского мировоззрения - метафизического видения Мира,  в котором важное место отводится управлению чувствами. Философия самосовершенствования, изложенная в этой книге, и есть первая (теоретическая) часть пратьяхары. Практический контроль над чувствами достижим только по достижению уровня сознания экарга. Пратьяхара – это экарга.

 

Шестая ступень ДХАРАНА (концентрация), седьмая ступень  ДХИАНА (медитация), восьмая ступень САМАДХИ (сосредоточение) -  вместе составляют САНЬЯМУ. С её помощью можно познать ТО, зная что, будешь знать ВСЁ.

      Хочется обозначить цели, которые ставили себе древние арии  за несколько тысяч  лет до нашей эры, то есть в те времена, когда (как они утверждают) Йога не была еще в упадке.

Представьте себе, как луч света попадает на зеркало, отражается и освещает какой-то предмет. Представьте, что этот предмет отражается в зеркале. "Зеркало" - это сознание. Предмет может быть материальным (какое-то явление материального мира), или не материальным (какая-то идея или сила метафизического мира). Сознание отражает и тем самым познаёт и то, и другое. Человек отождествляет себя со своим сознанием, думает, что он - "зеркало", а на самом деле он - "источник света". Сознание, утверждают йоги, - это просто зеркало - неодушевлённый орган. Проблема - познать "источник света", освещающий "зеркало".
Можно ли очистить сознание - сделать так, чтобы "зеркало" начало отражать только свет, исходящий из "познающего Я" и ничего более? Чтобы источник света – Дух человека сам отразился в своем сознании? Может ли Дух человека непосредственно в своём же сознании познать идею, создавшую его Дух?.. Как это сделать?..

      Идея, создавшая Дух человека – и есть  ТО, зная что, будешь знать  ВСЁ.

   Но об этом в следующей книге…………  


© Программа оздоровления ЖИЗНЕННАЯ СИЛА, ©Клуб Жизненная сила,
©Система КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРИЗМ СОЗНАНИЯ, ©Эссенциальная терапия
КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН (495) 506-56-00