ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ
Упражнения на ВИДЕО
01. Питание
02. Очищение
03. Кардио- тренировка
04. Лечебный комплекс из ЙОГИ
05. Гимнастика для внутренних органов
06. Саморегуляция
07. Аутотренинг
08. Энергетический массаж
09. Гештальт-терапия
Автор программы
КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРИЗМ СОЗНАНИЯ
Системный подход в медицине
УПРАВЛЯЕМЫЙ ПЛАЦЕБО-ЭФФЕКТ и ВИ-ЙОГА
Rambler's Top100

   УПРАЛЯЕМЫЙ ПЛАЦЕБО-ЭФФЕКТ
                                           или 
             НОВАЯ ДРЕВНЯЯ ЙОГА, ВИ-ЙОГА. 

Кто прочтеет эту книгу, ТОТ:
1.исцелится от недугов и помолодеет на 15 лет
2. достигнет совершенства в любви
3. познает себя

Величайшая загадка  - эффект плацебо... Почему?

  Человечество до сих пор не знает, что такое сознание, какова его природа... Если это поток холодной плазмы между нейронами, то как человек силой мысли перемещает предметы и т.д. Если сознание имеет эфирную природу, то что такое эфир... Даже ответ на вопрос "мы с сознании.. или сознание в нас?" не так прост, как кажется. 

Одна только истина незыблема - ПОЗНАНИЕ СУЩЕСТВУЕТ, Эту истину невозможно опровергнуть, она может служить надежным основанием для мировоззренческой системы, поэтому будем исходить из неё!


   Логика подсказывает, что для осуществления ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ  (и творчества) необходим ПОЗНАЮЩИЙ (субъект познания) и ПОЗНАВАЕМОЕ (объект познания). Познающий один - "Я есмь!". Познаваемые объекты бывают  физические (вещи реального мира) и метафизические (чувства, идеи)... Объекты физического мира познаются эмпирически,  метафизического - трансцендентально (эмпатия и интуиция).

Познание зависит от силы интеллекта, личностных качеств и уровня сознания.


    Так что же такое интеллект? -  Шопенгауэр двести лет назад, обозначил, что интеллект состоит из рассудка (ума),  разума и способности суждения, но как это всё работает не объяснил. Сразу скажу, странно, что между им и мной нет никого, кто бы пытался продвинуться в этом вопросе.


   УМ - это созерцательное, конкретное мышление. На основании сигналов из органов чувств он создаёт картину мира. Ум есть и у животных. У некоторых из них органы чувств (зрение, слух, обоняние и т.д.)  развиты лучше, поэтому их картина мира, наверное, в чём-то богаче. Подчеркну, что УМ не "отражает" подобно зеркалу окружающий мир, а синтезирует, создаёт картину, подобно супервидеокамере. Кроме этого УМ может находить причинно-следственные отношения, и тогда мы говорим, например, что собака умная...  Человек, в отличие от животных, бывает не только умным, но и разумным.


   РАЗУМ - это абстрактное мышление, познание идей. Разум создаёт не картину, а "мозаику" мира, состоящую из понятий, формул, мелодий и т.д.. Черное называет черным, а белое - белым... А бывает так, что человек впадает в заблуждение и черное называет белым, а белое - черным?


   Здесь вступает в действие третья составляющая часть интеллекта - СПОСОБНОСТЬ СУЖДЕНИЯ. Она искажает соответствие между явлением и понятием. То есть, каждый видит по-своему... или, как говорят, у каждого своя правда.


   Это было краткое (в наше время ценится лаконичность) изложение взглядов Шопенгауэра по этой теме. Но как развивать ум, разум, совершенствовать способность суждения он не исследовал.


Современные методики в основном тренируют память, ошибочно отождествляя интеллект с эрудицией. Они глубоко заблуждаются.. Только зачем же кричать, что знаете, как стать гением? Не обманешь - не продашь?..  Без знания глубин философии невозможно объяснить даже простой процесс познания, не говоря уже о  гениальности....


   Главная задача интеллекта (от лат. intellectus — понимание) - понимать. Для этого нужно сосредоточиться. Очевидно, что именно концентрация внимания - необходимое условие для развития умственных способностей... Необходимое и достаточное? Или нужно что-то ещё? Как правильно тренировать концентрацию? Что происходит в этот момент? Как познаётся идея? Как избежать заблуждений? Влияет ли личность человека на процесс познания? Какие нейро-физиологические качества мозга способствуют концентрации? Как их тренировать? Существуют ли технологии, специально направленные на развитие "чистого разума"? Что такое настоящая креативность? Чем отличается талант от гения?  Гениальность - это "потолок" интеллекта или...?...

 Но для начала нужно всё-таки разобраться  ...мы в сознании или сознание в нас?



САМОСОЗНАНИЕ ВНУТРИ СОЗНАНИЯ

Сначала кажется очевидным, что сознание в нас... где-то в голове... Но ещё Кант говорил, что субъект познания находится внутри сознания.  Он также предупреждал, что наше восприятие мира ограничено органами чувств, а настоящий мир - это "вещь в себе", и мы никогда его полностью не познаем. Шопенгауэр добавил, что восприятие ограничено не только органами чувств, но и возможностями УМА, в который изначально заложены пространство, время и причинно-следственные отношения. Ум создаёт представление о  мире, и мы находимся внутри этого "мира представлений".

Итак, "Я" находится внутри сознания... Мой рабочий образ такой:  "Я" нажодится в сознании, словно в  "мыльном пузыре", на стенках которого 5D изображение - представление о мире. Внутри это мира представлений "Я" видит и своё тело, но это не совсем так. На самом деле, тело находится в реальном мире, выходящем за рамки наших представлениqй. Свой организм мы воспринимаем ещё и как ощущение, поэтому телом, или как иногда говорят подсознанием, мы можем воспринимать информацию... Я лично наблюдал за мальчиком, читающим с завязанными глазами и т.д... Но не будем вдаваться в экстрасенсорику...

Шопенгауэр утверждал также, что существует "Мировая воля", и  "Я хотящее" - её маленькая искорка. Тело и есть материализованная воля к жизни, "хотящее Я" - эту истину Шопенгауэр назвал философской.

Наверное, бытовым языком можно сказать и так: ТЕЛО - ЭТО МАТЕРИАЛИЗОВАННАЯ ДУША. .

"Я хотящее" сильно влияет на восприятие мира, искажает СПОСОБНОСТЬ СУЖДЕНИЯ, заставляя в первую очередь видеть то, что хочется.

Таким образом, мало того, что воспиятие ограничено органами чувств и возможностями ума, так ещё и "Я хотящее" мешает видеть мир таким, каков он есть.... Сидим мы в мыльном пузыре своего сознания и ни о чём не подозреваем...думаем, что всё очевидно...

 И как в таких условиях познавать истину?... Одна надежда - на проблески ЧИСТОГО РАЗУМА.

У нас ведь есть ещё и "Я познающее", которое проявляется в РАЗУМЕ. И если тело - это материализованная ЧУВСТВУЮЩАЯ И ХОТЯЩАЯ ДУША,, то разум - это воплощенный ПОЗНАЮЩИЙ ДУХ. Простой вопрос: "Вы знаете, что вы хотите?" разделяет наше, казалось бы единое "Я", на "Я познающее" и "Я хотящее". Шопенгауэр говорит, что "Я познающее" - вершина эволюции Мировой воли. Древние учения утверждают, что Дух и Душа имеют совершенно различную природу... Кто прав?..

Как же происходит акт познания?

Ум концентрируется на объекте. Познающий Дух в это время в метафизическом мире пытается понять идею объкта, проникает в её суть (инсайт), затем возвращается в разум и через какое-то время понимание превращается в знание.. Процесс "переваривания"  (понимаем, но высказать не можем) новой идеи и воплощение её в какую-то форму (слова, изображения, мелодия, формулы и т.д.) называется ЭКЗИСЩЕНСТВО (экзистенциальное осуществление) - ОБРЕТЕНИЕ БЫТИЯ в виде знания, которое уже можно передать другим.

Чистый разум гения способен приносить в мир идеи, которых ещё нет. Его Дух обладает совершенной проникающей силой. Гений - посредник между идеальным и материальным мирами.

Обычно человечество не может сразу оценить новую идею, но её видят таланты и находят ей применение. Таланты зарабатывают больше гениев, которые наполовину "не от мира сего", и поэтому довольно часто живут в нищете.

Таланты в отличие от гениев  не обладают сильнейшей концентрацией внимания,  им не дано умение отделять ДУХ от ДУШИ - их мышление мотивировано. Желание денег, карьеры, попасть в рай  и т.д... любые мотивы  -  это помехи для чистого разума.  Гений познаёт  только из интереса и для себя.

По мере развития концентрации внимания всё больше проявляется РЕФЛЕКСИЯ - способность видеть себя со стороны. Высшая степень рефлексии - видеть то, что происходит в собственном сознании. Таким образом развивается САМОСОЗНАНИЕ - осознавание своих чувств, мотивов, мыслей... Чистый разум, осознавая сильные и слабые стороны своего интеллекта, может его совершенствовать. При наличии рефлексии каждый может "окультурить" своё сознание и развить чистый разум до максимального предела. Сам я такого состояния не испытывал, но как утверждают древние источники, можно отделить Дух от сознания (высшая степень рефлексии) и познать в остановленном сознании (как в зеркале) себя. Это и есть предел совершенствования человеческого интеллекта. Всё....это конечная цель...  Древние мудрецы, которые  достигали предела, говорят, что существует ТО, ЗНАЯ ЧТО, БУДЕШЬ ЗНАТЬ ВСЁ - и это состояние не выразить словами... хотя два слова могут подойти - всезнание и всемогущество... Но.. насколько я понял, чем больше знаешь и можешь - тем меньше хочешь.... наверное, поэтому всё в мире течет своим чередом...

Ладно... это вершины... а с чего же начать нам?..




"КЛЮЧ" К РАЗВИТИЮ ЧИСТОГО РАЗУМА


Начинать нужно с тренировки концентрации внимания. Как правильно это делать?..

Единственный объект в мире данный нам и как представление, и как ощущение - это тело. Поэтому на нём легче всего удерживать внимание. К тому же тело - это материализованная душа. Тренируя внимание на ощущениях, мы легче понимаем свои чувства, а значит сможем и управлять ими.

Давайте разберём процесс концентрации внимания: .. СОСРЕДОТОЧТЕСЬ!!!!!..... ВНИМАНИЕ!!!!!!..

Что происходит в момент сильной концентрации с ДЫХАНИЕМ?....  Правильно... оно замирает, останавливается. Тело при это движется автоматически или цепенеет. Почему? - Дух оставляет физическое тело и устремляется в мир идей для познания объекта концентрации... Какой вывод? - Большая задержка дыхания даёт больше времени духу проникнуть в идею. То есть познающая сила интеллекта зависит от возможностей организма в дыхательной паузе...

Это и есть КЛЮЧ к развитию ЧИСТОГО РАЗУМА....

Длительная задержка дыхания возможна только в более-менее здоровом организме...  вспоминается по этому поводу поговорка:  В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ... Но ныряльщики могут надолго задерживать дыхание, не отличаясь при этом гениальностью. Почему? -  У них нет связи задержки дыхания с познанием... но, развивая интеллект, они могли бы неплохо продвинуться.

Итак:  бодрая ходьба, легкий бег, плавание, любые дыхатеьные упражнения - всё, что увеличивает задержку дыхания, полезно для интеллекта. Но лучше подходят статические  упражнения в сочетании с концентрацией внимания на ощущениях. Особенно хорошо сосредоточиться на удовольствии от потягиваний - это отлично оздоравливает и способствует выработке эндорфинов, успокаивающих сознание. Можно потягиваться так, как хочется, замирая в точке максимального удовольствия, а можно использовать некоторые простые упражнения из йоги. Главное - проникнуть сознанием в ощущения, достичь максимально приятного положения и остаться в нём на некоторое время. Если сознание сосредоточено, дыхание автоматички задерживается или становится поверхностным... Вырабатывающиеся эндорфины создадут чувство отрешенности, умиротворённости и даже микроопьянения... В этот  момент разум освобождается от чувств и желаний хотящей души и становится чистым.... Самым ленивым посоветую концентрировать внимание на ощущениях, которые вызвает воздух, медленно проходящий через носовые проходы на вдохе. Это будет одновременно тренировать и концентрацию внимания, и задержку дыхания.

Побочный эффект от тренировки концентрации внимания на ощущениях - появляется так называемое "духовное зрение", развивается ЭМПАТИЯ - способность вчувствоваться в другого человека, умение сопереживать.  Не скажу, что это всегда приносит радость, но на многое в отношениях между людьми открываются глаза.. особенно, когда тебе говорят одно, а ты чувствуешь другое. Иногда хочется определиться в отношениях.

Выяснение отношений  - препятствие для развития чистого разума, а эмпатия - благо. Что же делать?

Рзавивать СИЛУ ВОЛИ - способность САМОСОЗНАНИЕМ контролировать собственные психические процессы. По мере тренировки концентрации внимания развивается рефлексия - способность  "познающего Я" понимать свои ощущения, чувства, желания, мысли. Для развития рефлексии очень полезно состояние сознания, которое в древности называли "Облако дхармы", а сейчас называют АУТОТРЕНИНГ.  Суть его в том, чтобы в нужные моменты жизни достигать максимальной отрешенности от мира и от своего "хотящего Я" - делать разум чистым. Если предположить, что тело - это материализованная душа, становится понятным: воздействуя на тело, мы влияем на чувствующую и хотящую душу. Например, расслабляя тело, мы достигаем спокойствия души. А отрешаясь от тела в лубочайшей релаксации (когда кажется, что тело исчезло), мы  приходим к состоянию "Я ЕСМЬ", в котором самосознание пребывает в чистом разуме. В этом состоянии  мы теоретически уже можем самовнушением управлять своими чувствами и эмоциями, то есть быть хозяином самого себя...

Человек мыслит в основном АФФЕКТИВНО-КОГНИТИВНЫМИ структурами, то есть познание почти всегда направляется чувствами  для удовлетворения личностных потребностей. Но достижение чистого разума всё-же возможно. Для этого нужен избыток психической энергии и ЛЕГКАЯ душа... Чтобы космонавт испытал невесомость, самолёт поднимается высоко в небо и затем несколько минут свободно падает. Подобно этому на избытке энергии сущность человека может иногда освобождаться от бремени "тяжелых и низких"  чувств и парить в "небесах".  Думаю, вы понимаете о чем я говорю... Как же накопить энергию и сделать сущность легкой?

Для начала необходимо выработать метафизическое вИдение  мира и себя.





СТРУКТУРА МИРОЗДАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ ЛИЧНОСТИ 


   Каждая система состоит из подсистем и является подсистемой: атомы - подсистемы молекул, молекулы - клеточек, клеточки - человека и т.д..  И всё это входит в мироздание. Материалисты считают что в мире нет ничего, кроме движущейся материи. А если предположить, что материальная вселенная тоже является подсистемой более крупной системы, то из чего будет состоять эта надсистема? Из материального и нематериального? И где этот нематериальный мир? Как доказать что эта игра разума не бред сумасшедшего? Ведь его нельзя пощупать, увидеть, услышать...

 Когда-то давно по этому поводу я подумал, а как рыбе из Марианской впадины понять, что воздух существует, и она им дышит? - Только с помощью развитого разума... Так и здесь. Только чистый разум может найти предполагаемое местоположение всего нематериального. И где же это место, спросите вы?

 Это самое трудное. Многие великие умы не смогли взять эту вешину. Это все равно, что познать ДАО, постичь Абсолют, понять Волю (Шопенгауэра), Ядро вселенной, о котором говорил Тесла; мир идей Платона и т.д.  Людям веры проще - им сказали, что "Бог создал мир видимый и мир невидимый", они поверили и всё. А людям знаний нужно напрягать весь свой интеллект, чтобы допустить хотя бы возможность существования метафизического (потустороннего) мира.

 Пётр Демьянович Успенский шел правильным путём. Предположив, что как для червяка, живущего в плоскости, высота, уходящая в третье измерение, является точкой, так и для нас - вход в метафизический  мир тоже точка. Да, это так.  Но дальше он начал развивать идею  о многомерном пространстве - типичная ошибка, на которую попадаются все.  Почему? - Потому что нематериальный мир  ВНЕ ПРОСТРАНСТВА. А почему все впадают в  это заблуждение? - Потому что опираются на свой ум (конкретное мышление), изначально созданный для адаптации в материальном мире. Ум работает в рамках пространства, времени и причинно-следственных отношений. Только абстрактное мышление, разум, логика  способны выйти из этого "прокрустова ложа"  и  постичь то, что вне пространства.

Необходимо различать  УМ и РАЗУМ  и их возможности. Ум создан для выживания, разум - для познания. Для иллюстрации анекдот: старушка в незнакомом городе спрашивает математика: "Как найти площадь Ленина?".  Он отвечает: "Очень просто, нужно длину Ленина умножить на ширину.."   Кто из них в уме, а кто в разуме?

Для эмпирического познания (умом) метафизического мира не существует. Разум же хоть и с трудом, но способен понять, что мир идей расположен в математической точке, которая едина, но находится везде, как будто бы некий центр мироздания.

Итак, надсистема, состоящая из материального и нематериально познаётся разумом, потому что ум не способен постигать то, что вне пространства.. Идем дальше.

Сократ и Платон считали, что в пятом измерении находится "мир идей". Шопенгауэр - "мировая воля", состоящая из идей разного уровня объективации. Некокторые идеи воплотились в материи и стали явлениями, обрели форму. Другие приходят в сознание в виде чувств и таким способом влияют на мир. Есть и такие, которым для материализации нужен более высокий уровень организации материи...

Человек - воплощение идей разных уровней объективации: от атомов и молекул до мозга и сознания. Таким образом, идея познания, воплощенная в интеллекте даёт нам возможность читать эти строки. А вот собака, даже очень умная, не смогла бы. Вывод: в человеческом сознании воплощена высшая форма познания - разум, способный познавать сами идеи. Ещё вывод: интеллект человека, в отличие от животных, существует одновременно в мире явлений и мире идей. Еще вывод: если РАЗУМ ЧИСТЫЙ  и, следовательно,  познание истинное - можно новые идеи познавать разумом, затем воображать умом и воплощать в физическом мире.

 Таким образом, исходя из данного мировоззрения, не мозг вырабатывает идеи подобно тому, как желудок вырабатывает сок, а идеи могут резонировать в мозге, подобно волнам в радиоприемнике. Новые идеи могут попасть в сознание, если очистить его от старых. Для этого нужно уметь настраивать сознание -  научиться на какое-то время освобождать разум от чувств, мотивов, предвзятостей, стереотипов... выходить за "красные флажки".

Большинство идей воспринимаются нами как ЧУВСТВА. Чувства порабощают интеллект, делая познание предвзятым или даже избирательным, рождают желания и толкают к действиям . Древние говорили: "Чувства движутся среди предметов чувств".

Часто воспринимаемые чувства легко входят в сознание и формируют личность.  Характер  (в переводе с древнегреческого) - это "отпечаток" чувств, идей в душе человека.  С философской точки зрения человек - это иерархия идей, которым он служит. То есть, человек не хозяин себя, а "автомат"  (как говорил Тесла), управляемый идеями - это и есть пессимистическая ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ.

 Имеет ли она право на существование? Можно ли судить о человеке ( т.е. об иерархии идей, которые им управляют)  по его делам? Может ли человек выбирать идею, которую хочет воплощать у этом мире? Есть ли свобода? Или это идея выбирает человека?...

Интуитивно определите глубину, широту, высоту своей души... и ответьте на вопрос: "Каким идеям Вы служите?" 

УРОВНИ СОЗНАНИЯ

  
  Наиболее отчётливо степени развития сознания разработаны в древнейшей Йоге, поэтому рассмотрим часть их классификации.
  1)  Беспокойное, слабое, рассеянное, практически недееспособное состояние сознания называется «кшипта». Деятельность в таком состоянии суетлива, хаотична, нецелесообразна. Человек мечется, хватается то за одно, то за другое, если говорит, то перескакивая с одной темы на другую, забывает, с чего начал разговор. Если слушает, то не вникает в суть, не задумывается, всё время перебивает, излучает внутреннюю напряжённость, тревожность. В его присутствии быстро устаёшь. Созидательная деятельность практически невозможна; организм находится в режиме саморазрушения, дыхание и пульс учащены. Лёгкие проявления такого состояния бывают довольно часто у всех людей.  
   2)  Следующий, более высокий уровень характеризуется появлением стабильности и называется «мудха». Это тупое, ослеплённое, пребывающее в замешательстве, недоумении, невежестве состояние сознания, хотя и с более или менее устойчивой направленностью, но при отсутствии способности различения тонкостей.
Такое состояние проявляется некоторой заторможенностью, медлительностью, инертностью, затруднённым пониманием сути явлений. Если любого из нас неожиданно разбудить и быстро начать рассказывать что-то сложное, то можно довольно отчётливо пережить и проследить это состояние. В лёгкой форме оно встречается довольно часто. Даже определённая пища может его вызвать. Представьте, что Вы объелись, например, позавчерашними макаронами, слегка разогретыми вместе со старой, жирной тушёнкой. Представили? Какое состояние сознания? - Тупое, сонливое, не способное ни к восприятию, ни к действию. 
   3)  Следующее, ещё энергетически более высокое состояние сознания называется «викшипта» - зависимое. Это нормальное состояние обычного человека, при котором внимание стабильно удерживается на каком-либо объекте внешнего мира, вникает в суть происходящих событий. В этом состоянии человек энергичен, деятелен, эмоционален, активно включён в окружающую жизнь, но направленность сознания задаётся не самим человеком, а окружающим миром. Мир овладевает нашим вниманием так, что мы не в силах этому противостоять, не способны отключиться. Такого человека формирует среда, он внушаем - как марионетка управляется миром посредством нити внимания и не всегда это осознаёт. 
 
 4)  И, наконец, уровень сознания волевого человека называется «экарга». Это ступень развитого самосознания, дающая человеку возможность быть хозяином себя - свободу, при наличии которой трудно влиять на личность, внушить какое-либо желание. Человек четко знает, чего он хочет - внимание удерживается собственной волей. Характерные черты человека в таком состоянии сознания - собранность, целеустремлённость, независимость, самообладание, спокойствие, умение переключаться. Такой человек умеет управлять своими чувствами, порывами, а в момент познания способен освобождаться от эмоций и объективно воспринимать мир таким, каков он есть. Начиная с этого уровня, не среда делает человека, а человек делает сам себя.
 
            
ФОРМУЛА ЛИЧНОСТНОЙ СИЛЫ            

 "С именем «орган» мы привыкли связывать представление о постоянном образовании. Это совершенно не обязательно. Органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определённое достижение"            

А. А. Ухтомский
 
   Эволюция человечества, связанная в настоящее время в основном с внутривидовой борьбой, идёт по пути увеличения мощности сознания.
   Во внутриутробном периоде развития человеческого существа, когда жизненная сила формирует тело, когда внутренний мир прост (потребность в питании), а внешний лёгок, происходит становление сознания как органа, функция которого – познание мира.
   После рождения, когда внешний мир постепенно становится всё труднее, происходит становление силы характера – способности преодолевать трудности в процессе удовлетворения потребностей. Силой характера, основанной на избытке жизненной силы, на сильной нейрофизиологии, могут обладать как люди, так и животные.
   На следующем этапе развития сознания по мере усложнения внутреннего мира и появления противоречивых (и даже взаимоисключающих) потребностей формируется интеллект, а в нём структура «Я» – самосознание, создающее иерархию ценностей, мотивов, смысл жизни – концепцию «Я», личность.
   И, наконец, для упорядочивания, дисциплины внутреннего мира и преодоления трудностей внешнего, для осуществления замысла жизни, эволюция даёт личности силу воли – специфическое состояние сознания, в котором сила характера переходит под контроль самосознания посредством развития концентрации внимания.
   Итак, сущность человека, создав тело, создаёт мозг, в нём – сознание, в нём – самосознание, а в нём – личность.
   Эволюция человека в настоящее время идёт по пути повышения уровня энергии сознания.
   Хотите ли Вы увеличить энергию своего сознания, быть хозяином себя, развить все свои таланты? – При желании совершенствоваться и знании технологии это возможно.
   Примерно так же, как мощность компьютера зависит от "железа" и программы, сила сознания зависит от нейрофизиологических и личностных качеств человека.
 
   Хотите знать каких?
 
   Сила личности состоит из:
 
1) жизненной силы, образующей и поддерживающей форму тела, внутренних органов, клеточек и т.д. Избыток жизненной силы ощущается как бодрость, легкость; недостаток – утомление, болезнь. Жизненная сила – это степень здоровья организма;
2) силы характера – способности к напряжениям (физическим и психическим), способности преодолевать трудности в процессе удовлетворения потребностей. Сила характера основана на избытке жизненной силы – на сильной нейрофизиологии;
3) силы интеллекта – способности сознания (УМА, РАССУДКА) принимать форму явлений физического мира и понимать их суть, т.е. постигать (РАЗУМОМ) соответствующую идею мира метафизического. Тонкость восприятия и сила различения, составляющие силу интеллекта, иногда дают возможность непосредственного, интуитивного постижения мира и зависят от пластичности и чистоты сознания. Чистота сознания, а вместе с ней и СИЛА СУЖДЕНИЯ зависят от соотношения силы воли и силы желания, чувства, страсти;
4) силы воли – силы самосознания, направленной в основном на собственные психические процессы, способности человека сознательно контролировать свою деятельность (внутреннюю и внешнюю) и активно управлять ею, преодолевая препятствия и подчиняя её сознательно поставленной цели. Сила воли – это степень свободы (вольности) человека, его независимость, целеустремлённость, возможность действовать, исходя из концепции «Я», из разума, а не из импульсов, чувств, страстей. Сила воли напрямую связана с силой концентрации внимания (и появляется при преобладании «Я познающего» над «Я хотящим». Но об этом – позже);
5) моральной силы, основанной на интуитивном знании невидимой границы справедливости;
6) силы обаяния, зависящей от глубины, широты и высоты внутреннего мира личности…
7) силы очарования
8) харизмы – это своеобразное обаяние, влияние той метафизической идеи, которая подчинила индивида, или же с которой человек сознательно себя отождествляет и призывает её в себя своей волей (формируя новую «концепцию Я», изменяет свой характер). Харизматическую силу можно рассматривать как мистическую мощь той идеи, которая, проявляясь в данный момент через индивидуума, создает систему в мире физическом. Обычно харизматическая сила проявляется в моменты, когда чувства, мысли, слова и дела совпадают. 
9) Творческой силы 
 
ФОРМУЛА ЛИЧНОСТНОЙ СИЛЫ
 
Энергию сознания или личностную силу можно выразить в виде формулы:
 
L = F ( v i c/k )
 
где L – личностная сила (общая энергия сущности);
V – жизненная сила (она же «питает» силу характера);
I – сила интеллекта, состоящего из ума (рассудка), познающего физический мир и разума, познающего суть мира явлений – мир идей;
C – сила воли, сила «концепции Я», сила осознаваемой части психики – самосознания, сила произвольной концентрации внимания;
k – коэффициент искажения информации, степень слияния "я познающего" и "я хотящего", предвзятость восприятия, сила неосознаваемой части психики (например, сила чувств, страстей), непроизвольная концентрация внимания;
F – знак функции;
 
(v i c ) – "культуризм” сознания;
1 /k – культура сознания, степень внутренней свободы.
 
   Чем больше в человеке личностной силы L, тем меньше времени жизни t он может тратить на адаптацию A в данной среде: А = F (L t).
 Другими словами, чем сильнее личность, тем, например, больше денег она сможет заработать за меньшее время.
   Поэтому даже ради выживания более рационально идти путём самосовершенствования, чем, не познав и не раскрыв своего личностного потенциала, тратить самое ценное – время жизни на нелюбимую деятельность.
   Адаптация может быть оптимальной, с преобладанием воли, то есть с развитием истинной сущности человека. В этом случае отношение C/k > 1, (способность суждения позволяет видеть реальность, близкую к истинной, – человек становится мудрее), где С – свободная воля; k – внушаемость.
   Но адаптация может быть и не оптимальной, когда человек действует неосознанно, под влиянием внушений, комплексов, стереотипов, аффектов, страстей и т.д., поддаваясь давлению, поступая вопреки своей истинной сущности, предавая себя, с «потерей лица».
   Такая адаптация уводит человека от его предназначения и приводит к потере смысла жизни. В этом случае C/k – коэффициент эволюции меньше единицы – человек живет в мире иллюзий и не видит истинного положения вещей.
   Смысл жизни состоит в познании себя, самосовершенствовании и самореализации. В известной притче сказано: данные нам таланты нужно не закапывать, а активно раскрывать и реализовывать.
   Совершенствуя себя, занимаясь «культуризмом» своего сознания, развивая данные нам способности, какими бы они ни были, выполняя своё предназначение, мы не только сможем продлить себе жизнь, избежав многих болезней, но и «по-человечески», осознанно, в полной мере ощутить истинную полноту бытия, счастье…

© Программа оздоровления ЖИЗНЕННАЯ СИЛА, ©Клуб Жизненная сила,
©Система КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРИЗМ СОЗНАНИЯ, ©Эссенциальная терапия
КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН (495) 506-56-00